Питерское метро под Невой было построено кессонным способом | СОЛЬ
Выбрать страницу

Сегодня факт наличия станций метрополитена, соединяющих Санкт-Петербург по разные берега Невы, часто вызывает недоумение у гостей культурной столицы. Хотя смелые планы постройки тоннелей под рекой возникли ещё у Александра I в 1817 году, когда он попросил спроектировать такой у английского инженера Марка Брунеля. Но поработать в России английскому инженеру так и не удалось, и на месте задуманного тоннеля возвели мост.

Питерское метро под Невой было построено кессонным способом

схема работы кессона

Вопрос о создании “подводных” путей снова встал уже после открытия Санкт-Петербургского метрополитена, в 1957 году. Едва успели ввести в эксплуатацию его первый участок, соединяющий центр города с Автово, расположенном близ Петергофа, как уже закипела работа по строительству второго. Им должен был стать 3,5 км пути от станции «Площадь Восстания» до станции «Площадь Ленина», впервые пересекающие Неву под водой. Глубина реки в пересекаемом месте достигала 25 метров, ширина – более 300 м. Тоннели было решено проложить на глубине более 70 м. Справиться с задачей был призван кессонный способ конструирования – передовая в то время для всей Европы технология. При нём камера с повышенным давлением воздуха, называемая кессоном, погружалась на необходимую глубину и предохраняла тоннель от прорыва воды. В камере метростроевцы и собирали второй участок. При всей прогрессивности такой способ работы негативно сказывался на здоровье строителей, если они находились в кессоне долгое время. У них появлялась так называемая кессонная болезнь - когда из-за быстрого понижения давления воздуха газы, растворенные в крови и тканях организма, начинают выделяться в виде пузырьков в кровь и разрушать стенки клеток и кровеносных сосудов. Такие процессы могли привести к параличу или летальному исходу.

Смотрите также