Парадоксы Эйзенштейна | СОЛЬ
Выбрать страницу

28 апреля 1925 года на экраны вышел первый фильм Сергея Эйзенштейна "Стачка". Следующей его работой станет "лучший фильм всех времён и народов" "Броненосец "Потёмкин".

Сергей Эйзенштейн родился в богатой семье: его дед пришёл пешком из Тихвина в Петербург, вступил в подряды, женился на купеческой дочери и открыл дело — "Невское баржное пароходство".

После Октябрьской революции будущий режиссёр исколесил полстраны с военным эшелоном, принял участие в советско-польской войне. Его первым кинематографическим опытом в 1923 году стала небольшая киновставка в спектакль по пьесе Александра Островского "На всякого мудреца довольно простоты", который Эйзенштейн превратил в "монтаж аттракционов": сцена была превращена в цирковую арену, над зрительным залом были натянуты тросы, на которых танцевали актёры - от пьесы остались только имена автора и героев.

Парадоксы Эйзенштейна

На съёмках "Ивана Грозного"

Фильм "Броненосец "Потёмкин" изначально должен был называться "1905 год" и стать частью документального сериала "От подполья к диктатуре". Удалось снять только 3 части. Остальные: "Стачка", "Октябрь", каждая из которых была признана шедевром.

Парадоксы ЭйзенштейнаС 1928 по 1932 годы режиссёр находился в официальной командировке, во время которой он выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальный монтаж" в Брюссельском университете, выступал в качестве консультанта образовательного документального фильма в
Швейцарии, работал с кинокомпанией Paramount Pictures. Командировка закончилась телеграммой от Сталина с просьбой вернуться в СССР.

В 1938 году за фильм "Александр Невский" Сергей Эйзенштейн получил учёную степень. При этом режиссёр и не думал защищать никаких диссертаций.

А костюмы с картины "Иван Грозный", в которой было подробно восстановлено "Пещное действо", традиционно разыгрываемое в церквях на Рождество, пригодились Леониду Гайдаю во время съёмок комедии "Иван Васильевич меняет профессию".

Парадоксы Эйзенштейна

Борис Пастернак (второй слева), Сергей Эйзенштейн (третий слева), Лиля Брик (4-я справа), Владимир Маяковский (третий справа) и другие, Москва, 1924 г.

Парадоксы Эйзенштейна

На съёмках "Ивана Грозного"