Нелегкая доля стрит-артера | СОЛЬ
Выбрать страницу

Катя - хрупкая 28-летняя девушка, работает концертмейстером, живёт в Твери. Но увлечение Кати совсем не вяжется с её внешним обликом. И лишь дерзкий взгляд девушки сразу выдаёт противоречие.

 

Экстремальное хобби

 

- По основному образованию я музыкант: пианист. Это моя основная профессия и заработок. Я работаю концертмейстером в Институте культуры в Москве. Рисовать начала уже после окончания ВУЗа, т.е. лет 5 назад. Рисовать, делать куклы, фотографировать.

Мы часто ездим к друзьям в разные города и заодно рисуем. Находим каких-нибудь художников, с которыми можно что-нибудь вместе сделать. Ну или просто находим места, в которых можно порисовать. Если, конечно, получается. Потому что с граффити везде по-разному: иногда сложно, иногда вообще никакой проблемы не возникает. Например, мы ездили в Нижний и в Казань. В Нижнем мы сидели у кремля, увидели стенку, пошли порисовали. А в Казани нам пришлось договариваться, потому что там всё очень сложно. Нам повезло: человек, который выделил нам стену, тоже художник, у него есть легальные стены. А так нас просто взяли в милицию только за то, что мы в метро с баллонами были - нас просветили.

- То есть полиция гоняет?

- Везде по-разному. Вот в Татарстане какие-то внутренние законы, которые с этим борются, и нелегалов там почти нет.

- Насколько я понимаю, нелегалы рисуют где ни попадя. А легалы?..

- Вот я вышла, на любом здании нарисовала - это нелегальное граффити. Легальное - это либо забросы, где всем наплевать на эти стены, либо это стены, которые выделены специально для этого. Ты можешь прийти в любое время и рисовать. В Москве, например, есть такие.

- Забросы… Если пробираться в заброшенные здания, там же может быть опасно: бомжи, наркоманы.

- Может. Бывает, что в заброшенных зданиях играют дети, они тырят баллоны. Бывает, что бомжи докапываются. Бывает, приходят менты непонятно почему, пытаются развести на какие-то штрафы. Бывают, ругаются люди, которые рядом живут, хотя это заброшенное здание их не должно волновать. Но всё-таки сильной агрессии мы не встречали. Но я всё-таки стараюсь в одиночку не ходить, потому что, сам понимаешь, глядя на меня, - я особо далеко не убегу, ничего не сделаю.

Вообще, в рисовании граффити не так много девушек, потому что это физически не очень просто. Надо идти в заброшенное здание, пробираться, нести с собой тяжёлые баллоны, рисовать – устают руки, спина.

- Получается, что хобби-то довольно экстремальное.

- Да. Вот в последний раз мы в Москве рисовали в заброшенной Ховринской больнице. Мы оттуда убегали. Причём мы пришли, искали хорошее место, смотрим, а там кусок рисунка тверского чувака 2007 года!

- В Москве несколько лет назад была программа, когда управы приглашали художников, чтобы разрисовывать трансформаторные будки…

- Она и сейчас есть.

- А в Твери есть что-то подобное?

- Здесь это только начинается и идёт очень туго. В прошлом году мы рисовали от администрации. Они поднимали многих граффити-художников и давали стены. Но вышло так, что часть стен сразу закрасили собственники, сказали, что им это не надо. Было так, что мальчик рисовал с разрешением, а его сразу взяла милиция несмотря на разрешение.

Нелёгкая доля стрит-артера

 

Рисуют даже концертмейстеры!

 

- Вот ты говоришь, с полицией бывают конфликты…

- У меня их почти не бывает, потому что я стараюсь не попадаться. В моём возрасте и статусе это уже нежелательно.

- А раньше были?

- Я всего 2 года занимаюсь этим.

- Да?? Я думал, что люди начинают заниматься граффити в подростковом возрасте.

- Но не в моём случае. Один мой знакомый предложил попробовать. Я сказала: «Конечно!». То есть в первый раз я попробовала в 25 лет.

- На самом деле, очень странная история: пианист – концертмейстер, вдруг ему предложили порисовать на стенах и заборах, и он пошёл.

- Да, когда я начинаю об этом рассказывать, большинство не понимают. Но это так и есть, и меня устраивает. Вот сегодня я играю концерт со студентами, а вечером встречаюсь с заказчиком по поводу стены. Ведь если ты умеешь, почему бы не сделать это заработком. Но больше интерес творческий. Потому что здесь есть свобода.

Нелёгкая доля стрит-артера

- Ты говоришь, легальных стен не так много. Как же тогда воплощать эту свободу – нужно же где-то рисовать?

- Либо ты ищешь новые забросы, либо другие города. Либо перекрываешь то, что есть. Когда ты рисуешь граффити, ты понимаешь, что если работа провисела неделю, то это хорошо. Сейчас люди спокойнее стали, а лет 5-7 назад были целые граффити – войны, когда друг друга перекрывали, пытались показать свой стиль. А сейчас те, кто рисует, стали старше, и как-то спокойнее относятся ко всему. Мы, в-основном, уважаем творчество других людей.

- Стали старше? То есть новое поколение, кому сейчас лет 16-17, не рисуют?

- Рисуют, но их мало. В-основном, рисуют люди 25 +/- 5 лет.

- А почему так всё заглохло?

- Хороший вопрос. Я знаю пару ребят в Твери, которые младше 20 лет. А остальные – мои ровесники, которые рисуют по 10-15 лет.

Молодёжи меньше только в Твери, в других городах - по-разному. В Перми, например, стрит-арт очень поощряется, там любой бетонный забор может быть разрисован.

- Вот раньше в обществе бытовало такое мнение, что любое граффити — это вандализм. А что изменилось сейчас?

- Малопонятные шрифты среднестатистическим человеком и сейчас воспринимаются как вандализм. Если же рисовать то, что рисую я, то есть стрит-арт, то это понятные большинству рисунки. Но недовольство всё равно есть, никуда от этого не деться.

Реализовать свободу

 

- Можно представить среднестатистического райтера? Какой он?

- Не могу представить. Я сейчас вспоминаю своих знакомых, они все настолько разные люди. Кто-то чисто бомбингом занимается, нелегальщиной, кто-то живёт как художник, и это только часть его профессии, кто-то, как я, имеет другую профессию. У меня есть знакомый райтер, работающий юристом.

- Юристом?? А что сподвигает таких разных людей заниматься именно стрит-артом? Так же можно и на холсте рисовать…

- Никогда над этим не задумывалась. Просто, когда начинаешь, понимаешь, что это интересно. Я не могу объяснить. Меня неоднократно спрашивали, действительно ли мне нравится это делать - тратить своё время и деньги. А деньги немалые, потому что краска стоит очень хорошо. Сейчас появились русские бренды, причём очень неплохие, но они только раскачиваются. Грубо говоря, у Артона (воронежская краска) - 70 оттенков, а у испанской краски - 230. Разница очевидна.

- 230 оттенков - это 230 баллончиков? И для полноценной работы нужно купить все эти оттенки?

- Да, каждый оттенок. Баллончик стоит от 150 до 500 рублей. На средний не сильно полноцветный рисунок нужен десяток баллонов. 2-3 тысячи на рисунок ты потратишь. Потом ещё есть проблема: мы живём в центральной части России, где есть зима. И полгода ты не выходишь к стенам. Мёрзнут руки, краска ведёт себя не очень хорошо. Чтобы сделать неплохой рисунок, нужно 2-3 часа провести на улице. Поэтому сезон - с апреля до октября.

Нелёгкая доля стрит-артера

- Как научиться так рисовать? Что для этого нужно?

- У меня нет художественного образования. Я абсолютная самоучка. Всё, что нужно - это желание. Можно освоить что угодно и в любом возрасте, если оно есть. Если желания нет, то влёгкую найдётся триста оправданий: у меня нет времени, денег, физических возможностей.

- Я понял, что ты рисуешь ради удовольствия. А какие вообще есть перспективы у человека, занимающегося стрит-артом? Возможно ли зарабатывать этим? Конечно, есть примеры, когда люди сумели себя распиарить. А если не получится?

- У всех разные задачи. Очень правильное слово «распиарили». Не обязательно, что ты супер рисуешь, - можно просто попасть в нужную струю. А так, либо ты непризнанный гений и рисуешь всю жизнь для себя, либо бросаешь, когда появляются веские причины: дети, сильная занятость на работе, надоело.

Сейчас в России стрит-арт начал выходить на поверхность, и люди с бОльшим уважением к нему относятся. Всё зависит от того, насколько ты упорен, насколько много сил вкладываешь, насколько тебе хочется этим заниматься. Лично я для себя вижу много перспектив, поэтому буду рисовать.

Ссылка на страницу Кати: https://vk.com/id9734400

Нелёгкая доля стрит-артера


 

Смотрите также