Куклы, с которыми можно поговорить | СОЛЬ
Выбрать страницу

Художник - кукольник Мария Бохан погружает детей и взрослых в удивительный мир сказки. Она выставляет свои работы в галереях, написала несколько книг. Мария уверена, что кукла обращена напрямую к эмоциям, к ребёнку в душе взрослого человека.

Если это для тебя как дышать

- Много лет назад, когда я начала работать, разновидности такого вида искусства как художественная кукла ещё не существовало. Был кукольный театр, была анимационная мультипликация, были манекены, были магазинные куклы, но художественная кукла как современная разновидность искусства достаточно молода. После переезда в Россию из Самарканда, откуда я родом, мне в руки попалась книга «Мои любимые куклы» изданная галереей Вахтанова в ЦДХ в Москве. И я поняла, что именно этим я и хотела заниматься всю жизнь, только об этом не знала.  До этого я очень долго занималась гобеленом и графикой. Сейчас я работаю художником в Тверском государственном объединенном музее в Детском музейном центре, занимаюсь с детьми тем, что умею и люблю: куклами, теневым театром.

- Как получилось, что Вы выбрали именно творческий путь?

- Я из семьи художников, и никакого другого варианта, кроме как быть художником, не рассматривалось. Я с детства рисовала и другой профессии для себя не представляла.

- То есть Вас к этому сподвигли родители?..

- Да не сподвигли…. Я уже родилась такой. Я знала, что я буду художником. Просто у художников есть много внутренних специализаций: кто-то иллюстрирует книги, кто-то работает в кино, кто-то пишет картины. И профессию - художник по гобеленам - получила из рук своих родителей. А в куклы я иногда «сбегала»: поработаю в кукольном театре, потом вернусь к гобеленам. А когда узнала, что есть такой вид искусства как художественная кукла, то занялась только куклами.

Куклы, с которыми можно поговорить

Мария

- Можно ли охарактеризовать художественную куклу как детское искусство?

- Ни в коем случае! Кукла — это синтез очень многих технологий. Нужно очень многое уметь: лепить, шить, расписывать, красить, клеить. Поэтому это занятие - для взрослых. Кроме авторской куклы, которая как хорошее хобби доступна любому желающему, есть ещё и художественная кукла, для создания которой нужны профессиональные знания художника.

- А если говорить с точки зрения потребителей этого искусства: можно ли сказать, что оно для детей?

- Не совсем так. Конечно, для детей тоже. Но отличие художественной куклы в том, что она обращена к ребёнку в душе взрослого человека. Покупают такие куклы взрослые люди, покупают их для себя. Этими куклами не играют - ими украшают интерьер, с ними могут разговаривать, общаться, их могут любить. Куклы - дорогое удовольствие: на их изготовление уходит много времени, труда, дорогих материалов. Это куклы для взрослых, и они обращены напрямую к эмоциям человека

- Вы говорите, что это дорогое удовольствие. То есть Вы их ещё и продаёте?

- Ну, я могу продавать. Во всяком случае, я сотрудничаю с галереей Вахтангова, это старейшая и одна из самых сильных кукольных галерей в России. Поскольку я глубоко уверена, что Россия является одним из мировых лидеров в искусстве куклы, то можно сказать, что выставляться в галерее Вахтангова — это большая честь! Да, галерея продаёт куклы, и я им предоставляю свои работы, но напрямую, сама я куклы практически не продаю.

- То есть Вы для заработка занимаетесь преподаванием, а куклы это Ваше хобби?

- Нет, это не хобби, я отношусь к куклам очень серьёзно. Но обсуждать чужой заработок я считаю неприличным, поэтому я предпочитаю разговаривать о том, что кукла — это красиво и интересно, а вовсе не о том, сколько она стоит.

- Я могу объяснить, почему я задал такой вопрос. Часто бывает, что невостребованные художники влачат нищее существование и не имеют больших возможностей для творческой самореализации.

- Во-первых, нищее существование художника — это сугубо его личное дело. Во-вторых, главный критерий отбора – быть художником или не быть - в своё время мне сформулировал мой отец, который был очень хорошим художником. Он сказал: «Если ты не можешь без этого жить, если это для тебя как дышать - занимайся. Если можешь жить без этого – не занимайся».

- Так почему всё-таки куклы?Куклы, с которыми можно поговорить

- Влюбилась в куклу. Как только я поняла, что есть люди, которые могут всю жизнь делать кукол, я поняла, что хочу быть именно таким художником

- Как Вы придумываете куклу?

- Я её вижу. Я просто её вижу. У Вас бывало такое, что Вы закрываете глаза и вдруг перед Вами какой-то новый фильм? Нельзя сказать, что Вы его придумали, Вы его просто видите. Художники имеют привилегию: они могут попытаться воплотить свои фантазии в материал - насколько хватит умения. У меня огромная мысленная очередь кукол, которые ещё не сделаны.

- Вы сказали, что Россия находится на одном из первых мест по уровню производства художественных кукол. Почему после развала СССР, когда многие виды искусства зачахли, это искусство продолжило активно развиваться?

- Многие другие виды искусства были более тесно связаны с экономикой. А куклы востребованы, потому что они могут подойти любому человеку. Просто нужно найти свою. Кому-то нравится какой-нибудь воин в кольчуге и шлеме, кому-то прекрасная принцесса. Многие мужчины увлекаются исторической миниатюрой и делают отличные маленькие скульптуры и оловянных солдатиков. Кукла обращена к каждому человеку напрямую, к его душе. Человеку очень хочется тепла, уюта, любить кого-то и что-то, выражать свою любовь не словами, а теплом. Кукла в этом плане подходит идеально. С ней можно говорить, её можно взять на руки.  Поэтому я не признаю злых кукол. Мне хочется, чтобы каждой моей кукле можно было посмотреть в глаза, о чём-то мысленно поговорить. Каждая кукла выдаёт своего создателя с головой. То, что ты чувствуешь, любишь, твой характер, твоё настроение, твои привычки – всё отражается в кукле.

Тяжело в учении

- Вы сказали, что нужно долго учиться для того, чтобы делать хорошие, качественные художественные куклы. Сколько у Вас заняло времени, чтобы научиться?

- Во-первых, в своё время я окончила художественное училище. Во-вторых, меня всю жизнь учил мой отец-художник монументалист и его друзья, и учили достаточно жёстко, сурово. Не получится так, что ты закончил учебу, расслабился, и всё – ты готовый художник. Учиться нужно всю жизнь. Мне кажется, что я только начала этот путь, и я буду его продолжать до конца жизни. Был когда-то великолепный японский художник, гений и живой классик Утамаро. Так вот, когда ему исполнилось 80 лет, и он уже гремел на всю Японию, он сказал: «Если бы мне ещё дать 80 лет, я бы научился быть художником. Я только сейчас кажется что-то начал понимать».

- А что подразумевается под словом учиться? Экспериментировать, пробовать новое или что-то ещё?

- Обязательно и экспериментировать, и пробовать что-то новое, разные материалы, и выбрать в итоге из этих материалов тот, который больше по душе, по рукам. Нужно учиться и лепке, и росписи, и проходить разные мастер-классы. Надо всё-время что-то искать, надо совершенствовать то, что есть. Самое главное - надо думать над тем, что ты делаешь. Находить ошибки, задавать себе вопросы, учиться на классических образцах прошлого, ошибаться, исправлять свои ошибки.

- Что Вы можете посоветовать тем, кто хотел бы заниматься таким искусством?

- Чётко ответить для себя на вопрос: зачем мне это нужно? Если это студент художественного училища, то пусть решит, планирует ли он этим зарабатывать, где он будет своих кукол реализовывать. Если это мама, то пусть определит, делает она это для детей или всё-таки для самой себя, собирается ли она их продавать или делает для каких-то других целей. Нужно выбирать, у кого учиться. Сейчас очень много курсов, даже онлайн - курсы есть. Я бы не сказала, что все они хороши, нужно выбирать, сравнивать. Нужно думать.

Зашла женщина, сообщила, что пришли дети - школьный класс на представление. Мария вынуждена удалиться, чтобы показать теневой спектакль. Я зашёл в зал и расположился за рядами – мне тоже хочется его посмотреть. Мария управляет фигурками, её коллега рассказывает легенду.

- Теневой театр для меня сейчас занятие новое и очень интересное. Куклами я занимаюсь уже давно, а возможность заняться теневым театром мне дал Детский музейный центр. После занятий графикой перейти к этому виду искусства мне было достаточно легко.

- Связана ли Ваша работа с детьми с тем, что Вы выбрали куклы?

- Нет, наверное, это связано с моим характером. С тем, что я люблю детей, сказки. Это то, что я для себя выбрала. Знаете, если бы меня спросили, что мне нужно для полного счастья, я бы ответила: сидеть в мастерской и заниматься своим делом.

Ссылка на страницу Марии: https://vk.com/id58961803

Куклы, с которыми можно поговорить


 

Смотрите также